Главная / Актуальное / 10 / В топовых торговых центрах Москвы доля вакантных площадей снизилась до 1%
 

В топовых торговых центрах Москвы доля вакантных площадей снизилась до 1%

В топовых торговых центрах Москвы доля вакантных площадей снизилась до 1%
По оценкам аналитиков компании JLL, в 3-м квартале 2015 года доля свободных площадей на рынке качественных торговых центров Москвы сохранилась на уровне предыдущего квартала и составила 7,5%. До конца года эксперты JLL ожидают роста показателя до 8% под давлением открытия новых торговых центров и продолжающейся ротации арендаторов.

«Прогнозируемый уровень вакантных площадей значительно уступает рекордному показателю в 11%, зафиксированному на рынке торговых центров Москвы в 2010 году. Мы не ожидаем значительного увеличения свободных помещений на рынке и превышения этого рекорда в ближайшей перспективе в связи с постепенным заполнением арендаторами введенных за последнее время объектов и снижением объемов нового ввода, - комментирует Татьяна Ключинская, Директор по России и СНГ, начальник департамента торговых площадей компании JLL. – Также очень важен тот факт, что с ростом конкуренции среди торговых центров диалог между собственником и арендатором изменился. Сейчас девелоперы стали более гибкими в переговорах в стремлении достигнуть минимального уровня свободных площадей в своих объектах, чтобы сохранить и увеличить привлекательность ТРЦ для потребителя».

В то же время в ключевых торговых центрах1 наблюдается позитивная динамика: доля свободных площадей снизилась с начала года на 50 б.п. – до 1%, вернувшись к уровню прошлого года. Важно отметить, что до ухудшения экономической ситуации в стране, следствием которой стало падение потребительского спроса, в ключевых торговых центрах ротация была минимальна, а объем свободных помещений в них был близок к нулю.

«На сегодняшний день и в топовых ТЦ наблюдаются как активная ротация, так и экспонирующиеся площади, что дает возможность развивающимся сегодня ритейлерам занять привлекательные площадки. При этом собственникам даже наиболее востребованных объектов приходится договариваться с арендаторами на новых условиях», - отмечает Мария Шпакова, аналитик рынка торговых площадей компании JLL.

По данным компании JLL, за три квартала 2015 года в Москве было введено около 387 тыс. кв. м торговых площадей2, что превышает результат аналогичного периода прошлого года на 36%. Общий объем предложения торговой недвижимости в городе достиг 4,57 млн кв. м. При этом за 3-й квартал в Москве был введен только один торговый центр – «РИО» на Киевском шоссе, и квартальный объем ввода составил 45,3 тыс. кв. м, продемонстрировав незначительный рост в 5% относительного аналогичного периода 2014 года. Несмотря на достаточно большой объем ввода за первые девять месяцев, в целом за год эксперты JLL ожидают снижения объема ввода по сравнению с 2014 годом на 25% - до 450,5 тыс. кв. м.
  
Несмотря на экономическую нестабильность в России и снижение маржи ритейлеров на фоне девальвации рубля, мы видим, что новые иностранные бренды появляются на рынке. Некоторые из них открывают свои первые магазины и в новых торговых центрах. Например, в торговом центре «Центральный Детский Магазин на Лубянке» в 2015 году свои дебютные магазины открыли сразу несколько брендов, среди них – новый формат шведского бренда H&M Kids и магазин британского производителя детских колясок Silver Cross. В ТЦ «Авиапарк» открыл свой первый магазин японский бренд часов Orient, а в ТЦ Columbus – итальянский оператор детской одежды Original Marines.

«В то же время эти открытия нельзя однозначно расценивать как предпосылки к значительному росту спроса на торговые площади. Общий тренд активности иностранных ритейлеров на российском рынке снизился, некоторые бренды покидают рынок, а новые операторы редко открывают магазины напрямую. Около 70% брендов, вышедших за последний год, после 3-го квартала 2014 года, открыли в России только по одной точке, и их интерес, в основном, проявлялся к помещениям небольших форматов. При этом важно отметить, что остальные 30% дебютантов за прошедший период открыли в среднем прирост по три магазина, в том числе в различных городах России, - говорит Елена Задорожная, руководитель направления услуг ритейлерам компании JLL. – Это подтверждает возможность некоторых ритейлеров и их желание развиваться на российском рынке и в текущий период, пусть даже в ограниченном масштабе, при наличии предложения с максимально выгодными условиями и минимальными рисками».
 
 
1 Данные основаны на анализе семи ключевых ТЦ Москвы с высоким уровнем посещаемости и конверсии.
2 Здесь и далее приводятся данные по GLA.