Главная / Аналитика и рейтинг / Экономика Рунета 2013-2014.

Экономика Рунета 2013-2014.

Экономика Рунета 2013-2014.
В ходе пресс-конференции был представлен подробный отчет 
о состоянии интернет-экономики России за текущий период време-
ни, раскрыта картина динамики ее развития, показаны структура, 
точки роста и сдерживающие факторы. 


По данным исследования, объем исследованных интер-
нет-рынков (контент и сервисы) составил по итогам 2013 года – 750 
млрд руб, а объем рынка электронных платежей – 350 млрд. руб, 
что в сумме эквивалентно 1,6% ВВП России за 2013 год.
По прогнозам экспертов, в 2014 году рост этих сегментов 
составит 30% к объему прошлого года, что значительно превышает 
средний рост экономики России в целом, а также многих отдельных
сегментов экономики страны. В то же время темп роста интернет-э-
кономики имеет явную тенденцию к замедлению (год назад рост 
составлял 39%). 


Один из главных выводов исследования: объем экономики 
интернет-зависимых рынков, традиционно оцениваемых экспертами 
РАЭК в рамках исследования, составил по итогам 2013 года более 
6,7 трлн. рублей, что сравнимо с 10% ВВП России. 


Экспертами были оценены наиболее активные и крупные 
рынки индустрии рекламы и маркетинга. Характерный рост и 
развитие наблюдается в области услуг по разработке интернет-сайтов, 
размещению рекламы в интернете, продвижению товаров и услуг в 
социальных медиа и поисковых системах. На момент проводимого 
исследования объем рынка медийной рекламы составил 23 млрд.
руб, что на 20% больше чем в 2012 году. Ожидаемый рост в 2014 
году составит еще 7%.

Контекстная реклама за 2013 год набрала в объеме 57 млрд. 
руб., что составило рост в 52%. Прогноз на 2014 год по оценке 
специалистов составит еще 28%. 

Видеореклама за текущий промежуток времени выросла на 67%, до 2,9 млрд. руб., и ожидаемый 
прогноз на текущий год составляет 50%. 

Поисковая оптимизация за прошедший год набрала 12 млрд. руб., что в процентном 
показателе составило рост на 17%. 

Рынок маркетинга и коммуникации в социальных сетях был оценен на 2013 в объеме 6,3 млрд. руб., с 
перспективами роста в 17%.

Сфера электронной коммерции в России исследована в 4 сег-
ментах: онлайн-ритейл в объеме 368 млрд рублей; электронные пла-
тежи в объеме 350 млрд рублей, а также рынок цифрового контента 
в интернете (видео, музыка, книги), который составил 5,8 млрд. руб. 

Сегмент онлайн-трэвел достиг отметки в 195 млрд руб, что состав-
ляет прирост 27% по сравнению с предыдущим годом и прогноз 
роста 45% в 2014.

В рамках исследования также были даны оценки объемов 
рынков, представляющих инфраструктуру Рунета: Объем домен-
ного рынка составил в 2013 году 2,5 млрд руб, Хостинг- индустрия 
выросла до 4,9 млрд руб. Объем рынка SaaS-решений (программное 
обеспечение как услуга) в Рунете был оценен в 4,3 млрд рублей в
2013 году с ожидаемым ростом в 11%.

Также в ходе пресс-конференции были представлены эксклю-
зивные данные по медиопотреблению в Рунете. Согласно резуль-
татам исследования ФОМ особенностей потребления легального 
контента в Рунете, подготовленного при участии РАЭК специально к 
пресс-конференции, более 50% пользователей Рунета активно по-
требляет контент (аудио, видео, книги, игры) в Сети.
 А среди активных пользователей - более 75% (еще год назад таких было 68%). 
Любопытно, что если прошлогоднее исследование показало 
переход со скачивания видео — на его просмотр в онлайне, то в 
этом году особенно заметен рост популярности потокового аудио. 
Так 48% пользователей предпочитают слушать музыку в онлайне, 
тогда как скачивают только 22%.
Однако, меньше 1/3 из них в состоянии отличить легальный 
контент от нелегального, что немного выше результата годичной 
давности (тогда таких была 1/4). 

В то же время лишь 12% россиян (21% пользователей) готовы платить за 
легальный контент в интернете, при этом у 13% россиян (22% пользователей) 
есть опыт покупки контента через интернет. К сожалению, число пользователей
готовых платить снижается, равно как и доля «уверенных непла-
тельщиков». Год назад 40% были не готовы платить за доступ к ле-
гальному контенту в Сети, в 2014 таких пользователей — половина. 
Наиболее популярной формой платного контента является 
видео (73% от плативших), и игры (41% от плативших, наименее 
популярной — электронные книги (30% от плативших). 

Наиболее популярной платформой для покупки (57% покупателей) контента 
остается персональный компьютер (или ноутбук), на втором ме-
сте мобильные устройства (34%). Со Smart-TV совершали покупки 
только 5% покупателей. 

Таким образом покупательская активность 
мобильных пользователей в сегменте digital goods заметно выше, 
чем в сегменте физических товаров. 

41% пользователей считает, что наиболее эффективная мера 
по борьбе с пиратством — это обеспечить доступность бесплатного
или дешевого легального контента в сети, при этом популярность 
этой меры заметно выросла (35% год назад).

Можно сделать вывод, что в случае экономического спада, 
значительное количество пользователей готовы будут поменять 
свои привычки в пользу бесплатных альтернатив, не особо задумы-
ваясь при этом о легальности этих предложений и не умея их разли-
чать.

Одним из важных ежегодных акцентов исследования является 
кадровый рынок. 
В компаниях и организациях, относящихся к интернет-рынкам, 
включая самозанятое население и интернет-специ-
алистов, по состоянию на 2013 год – работает порядка 1,2 млн. 
человек. Данный показатель показывает прирост специалистов, 
работающих в интернет-сфере на 11% по сравнению с 2012 годом. 
Эксперты полагают, что в 2014 году данный показатель увеличится
еще на 20%. 

Также была представлена оценка рынка инвестиций и старта-
пов в Рунете. По данным ФРИИ средний размер сделки вырос почти 
вдвое. Число сделок на ранних этапах значительно сократилось. 
Так, в первые девять месяцев 2013 года средний размер сделки 
составлял 3,6 млн долларов, а в первые девять месяцев 2014 года – 
7,1 млн. долларов. 

По итогам исследования экономики Рунета за 2013-2014 год, 
эксперты пришли к выводу, что Интернет-отрасль начинает пони-
мать, что из пассивного наблюдателя законодательных инициатив в
её отношении, пора превращаться в проактивного создателя — мо-
дификатора нормативной базы для изменения тренда законотвор-
чества с охранительно-запретительного на инновационно-стимули-
рующий.

В 2013 году быстрее всего происходил рост мобильной разра-
ботки, онлайн-видео, облачных сервисов.
Оптимистичные прогнозы экспертов по росту в 2014 году во 
многом связаны с понижением курса рубля.

Рунет развивался в 2013 году по инновационному сценарию, 
однако в 2014 эксперты ожидают серьезное замедление нескольких 
рынков, в первую очередь рекламного, а так же снижение покупа-
тельской активности пользователей.
В связи с экономическим спадом и нехваткой инвестицион-
ного капитала во многих рыночных сегментах будет происходить 
активная консолидация.

В 2014—2015 годах будет происходить замедление роста и 
переход на стабилизационный сценарий.
Кроме того, исходя из экспертных оценок, полученных во 
время проведения исследования и проекта отраслевой стратегии 
развития интернета в РФ, подготовленной РАЭК, выделены четы-
ре возможных сценария развития интернет-индустрии в России до 
2018 года.
Инновационный сценарий: среднегодовой рост рынка до 2018 
года составит 35—40%.
Стабилизационный сценарий: среднегодовой рост рынка до 
2018 года составит 15—20%.
Негативный сценарий: среднегодовой рост рынка до 2018 года 
составит 6—10%.
Сценарий — глобальный кризис: среднегодовой рост рынка до 
2018 году составит 3—6%, но будет наблюдаться только в отдель-
ных сегментах (например, электронная коммерция), ситуация кри-
зиса 2008—2009, когда интернет-индустрия Рунета росла на фоне 
общего снижения, не повторится.
Дальнейшее обсуждение экономики Рунета состоится на 
Russain Interactive Week (RIW 2014) 12 ноября 2014 года, а также 17 
декабря 2014 года в ходе конференции “Рунет 2014: Итоги года. 
Официальный сайт исследования – http://экономикарунета.рф