Главная / Публикации и статьи / Марсельский ренессанс
 

Марсельский ренессанс

Марсельский ренессанс
Марсельский мини-Манхэттен: по соседству с небоскребом CMA CGM вырастет кластер жилых и офисных башен (проекты Жана Нувеля, Ива Лиона и Жана-Батиста Пьетри)

До недавнего времени Марсель считался не слишком привлекательным местом, несмотря на древнюю историю, самобытную культуру и живописный ландшафт. Для метрополии, возраст которой превышает 2600 лет, а число жителей – миллион, здесь мало памятников старины, эффектных сооружений и градостроительных ансамблей. Картину портят и множественные шрамы на теле города – наследие его бурного развития в послевоенные десятилетия. Вдобавок еще недавно Марсель имел репутацию криминальной столицы Франции, отпугивающей представителей креативного класса, без которых трудно представить успешное развитие современного мегаполиса. 

Однако ситуация меняется к лучшему, и третий по числу жителей город Франции стремительно преображается. В качестве ориентира выбрана Барселона, за последние двадцать лет превратившаяся в самую блестящую метрополию Средиземноморья. Конечно, в ближайшие десятилетия эта цель едва ли достижима, но без ее постановки не будет и движения.



С реализацией проекта Cite` de la Me`diterrane`e Марсель обретает новый морской фасад, который будет виден за многие мили


Заложник прошлого

26-вековая история Марселя, который лишь ненамного младше Рима, напоминает синусоиду из взлетов и падений. Из-за превратностей судьбы древнейший город Франции подвергался многократным разрушениям (часто до основания) и потому не может похвастаться ни античными театрами, ни романскими соборами, ни ренессансными дворцами. Массалия была основана в VI веке до н. э. греками из малоазийской Фокеи, которым приглянулась просторная, укрытая от моря и ветров бухта, идеальная для устройства порта. Уже ко времени походов Александра Македонского фокейская колония выросла в важный торговый, культурный и научный центр, отправлявший экспедиции к берегам Гренландии, Сенегала и Балтии. После долгого периода упадка, наступившего еще до распада Римской империи, город расцвел в эпоху Крестовых походов, став одним из главных торговых центров западнохристианского мира. 

Однако подлинный золотой век в истории Марселя наступил лишь в XIX столетии, когда Франция завоевала Северную Африку, а ее главный порт превратился в крупнейший промышленный центр и второй по величине город страны. Городской ландшафт претерпел радикальные изменения. Были проведены масштабные инфраструктурные работы, которые сопровождались появлением импозантных светских и религиозных сооружений и ансамблей, включая целую улицу Республики, пробитую по методу барона Османа. Поскольку открытая греками бухта уже не вмещала крупные суда, порт был перемещен на новое место в район Joliette, где были сооружены обширные гавани и доки. Там же, буквально через дорогу, был возведен кафедральный собор Major в модном в то время романско-византийском стиле, тогда как самый высокий из городских холмов увенчала церковь Notre Dame de la Garde с золотой статуей Мадонны. Именно эти сооружения и ансамбли во многом определили известный нам облик Марселя. К началу ХХ века город приобрел четкую структуру: исторический центр, обогнувший подковой старый порт, заселенный рабочим людом портово-промышленный север и гористый буржуазный юг с виллами, набережными и уютными бухтами. 

Разросшись на «дрожжах» французского колониализма, Марсель в полной мере ощутил на себе последствия распада трансконтинентальной империи. Город был ввергнут в затяжной кризис, дно которого пришлось на середину ХХ века. В годы Второй мировой войны Марсель лишился внушительной части исторического центра, когда в рамках карательной операции нацисты сравняли с землей кварталы набережной Старого порта. 


Эспланада, соединяющая собор Ла-Мажор с MUCEM и морем, – лишь небольшой фрагмент новой набережной в северной части Марселя

Развитие города в течение четырех послевоенных десятилетий было сколь бурным, столь и противоречивым. Обретение колониями независимости привело к массовой миграции их населения во Францию, и многие новоприбывшие осели в крупнейших портах. Не стал исключением и Марсель, число жителей которого увеличилось практически вдвое, усугубив и без того острый дефицит жилья. Французское государство, после войны игравшее ключевую роль в экономике, традиционно рассматривало второй город страны в качестве промышленного центра. Так что приоритетом его политики было увеличение количества производств. В устье Роны, расположенном в 50 км от Марселя, был построен новый грузовой порт, к которому стала «подтягиваться» тяжелая индустрия, а сам город разросся в обширную агломерацию со спальными районами и спутниками. Поскольку основное строительство было сосредоточено на периферии, центр испытывал недостаток внимания. Его застройка ветшала, превращаясь в криминогенные трущобы, а «точечная» реконструкция кварталов и прокладка автомагистралей «по живому» лишь усугубляли деградацию исторического ядра. В 1960-е годы Марсель превратился в криминальную столицу Франции и главный перевалочный пункт наркотрафика. 

Подобная ситуация препятствовала давно назревшей перестройке городской экономики, отпугивая инвесторов и представителей креативного класса. Осознание ошибок последовало лишь после энергетического кризиса и массового вывода производств в развивающиеся страны. Чтобы компенсировать сворачивание традиционных отраслей промышленности (судостроения, контейнерных перевозок и тяжелой индустрии), город начал развивать новые интеллектуальные и высокотехнологичные виды деятельности. Одновременно власти озаботились проблемами экологии и качества среды обитания. Результаты смены приоритетов в городской политике стали заметны к середине 1990-х годов, когда наука, образование, культура, управление и туризм стали играть значимую роль в региональной экономике. 



Под крышей комплекса Euromed Centre (проект Массимилиано Фуксаса) разместятся многозальный кинотеатр, отель класса люкс и бизнес-центр

Работа над ошибками

В 1995 году была запущена масштабная программа градостроительных преобразований, получившая название Eurome`diterrane`e. Инициатором ее разработки выступила региональная Торгово-промышленная палата. Главная цель программы – преодоление последствий бездумной градостроительной политики предшествующих десятилетий и болезненной трансформации местной экономики. Самые неблагополучные районы подверглись радикальному обновлению. Наиболее глубокие изменения затронули огромный, пришедший в запустение порт XIX века. Кроме того, планировщики уделили внимание многочисленным участкам городской среды, которые долгие годы были выключены из жизни: пустыри, зоны отчуждения железных дорог и две автострады, грубо вторгшиеся в центр города. Помимо масштабного строительства жилья и наполнения города музеями, театрами и школами, главной ценностью проекта Eurome`diterrane` e стало благоустройство «пустот» между зданиями: улиц, площадей и скверов, что явилось запоздалой компенсацией многолетнего небрежения интересами горожан. К сожалению, в программу не были включены кварталы средневековой застройки, которые также нуждались в реновации. 

Работ такого масштаба в Марселе не проводилось более ста лет – преобразования, продолжающиеся и по сей день, охватили территории к северу от исторического центра между портом на западе и вокзалом Сен-Шарль на востоке. Общая площадь Eurome`diterrane`e составила 310 га, позднее увеличившись до 480 га. Было инвестировано около 7 млрд евро, из которых 5 млрд – из частных источников. Поддержку судьбоносного для города проекта оказали администрация порта и SNCF (французские железные дороги), которые согласились передать муниципалитету свои земельные участки. 


Новый корпус (слева) и конференц-центр (справа) Музея цивилизаций Европы и Средиземноморья (MUCEM)

Eurome`diterrane`e объединил семь зон: вокзал Сен-Шарль вместе с прилегающими территориями, близлежащий к нему район la Belle de Mai, застройку улицы Республики, портовые кварталы La Joliette и Cite` Me`diterrane`e, промышленные зоны в северном предместье, а также отдельные объекты. 

Одним из первых реконструкции подвергся вокзал Сен-Шарль: утратившее былой лоск здание было отреставрировано, а весь комплекс расширен и модернизирован по проекту бюро AREP (авторов мастер-плана Сколково). Вслед за вокзалом привели в порядок прилегающие кварталы, где разместились гостиницы, главный почтамт, офисы и школа. 

Старый производственный район la Belle de Mai, расположенный к северу от Сен-Шарль, прошел курс градостроительной «акупунктуры» и был превращен в арт-квартал. Табачную фабрику XIX века перепрофилировали под разномастные культурные учреждения. Под одной крышей разместились муниципальный архив и запасники марсельского филиала Лувра и версальских музеев. По соседству обустроен бизнес-инкубатор предприятий, специализирующихся на аудио-, видео- и мультимедиатехнологиях. В стенах старинного сахарного завода Saint-Louis расквартировались художники, делящие кров с танцорами и музыкантами. 


Башня CMA CGM, крупнейшей в мире судоходной компании, – первый небоскреб в портфолио Захи Хадид

Одновременно были бережно отреставрированы наиболее ценные памятники архитектуры. Вторую молодость обрел дворец Longchamp, включающий в себя водонапорную башню и два музея – изящных искусств и естественной истории. Бывшая больница Hotel Dieu 1753 года постройки переделана в пятизвездочную гостиницу, а улица Республики, проложенная в 1860-е годы по образцу парижских бульваров, капитально отремонтирована и благоустроена. 

Еще одним эпицентром градостроительных преобразований стал район La Joliette, расположенный между портом и средневековыми кварталами. Процесс его преобразования в новый деловой центр города начался в середине 1990-х. Первым было реконструировано старинное здание доков (проект Эрика Кастальди), куда переехали офисы многих известных компаний. Чтобы избежать доминирования деловой функции, район насыщается разнообразными культурными и образовательными учреждениями, также здесь строится жилье. В 2013 году по соседству с доками открылся региональный центр современного искусства FRAC (проект японского зодчего Кенго Кумы). 


Пластическая хирургия

Самые серьезные перемены ожидают территорию марсельского порта, протянувшегося вдоль берега на многие километры. Еще недавно он совмещал обслуживание пассажиров и грузов, хотя последние постепенно вытеснялись к северным окраинам. Сегодня же трехкилометровая береговая линия с гаванями, причалами, пакгаузами и терминалами, начинающаяся у форта Сен-Жан, полностью преображается. Развитие круизного туризма подталкивает к модернизации наземной инфраструктуры и строительству современных морских вокзалов. 

Реконструкция порта – лишь часть проекта Cite` de la Me`diterrane`e («Средиземноморского Сити»), который также захватывает широкую полосу застройки и пустырей вдоль берега. Перед приглашенными к участию архитекторами поставлена почетная и ответственная задача – создать морской фасад города, который будет виден за многие мили. Застройку набережных составят сохраняемые здания и новые объекты, гармонично дополняющие друг друга и служащие фоном для исторических и современных доминант.


Конференц-центр MUCEM (проект Стефано Боэри) привлекает внимание эффектным 36-метровым консольным выносом

На южной оконечности портовой зоны формируется крупный музейный комплекс. Форт Сен-Жан, охранявший вход в Старый порт, открылся для посещения – впервые за тысячу лет. Крепость, законченный облик которой придал знаменитый фортификатор XVII века Себастьен Вобан, бережно отреставрирована Роланом Карта и приспособлена под Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (MUCEM). Чтобы компенсировать недостаток пространств для экспозиций музея национального значения, у подножия форта возведены два современных здания. Каждое из них может считаться самостоятельным экспонатом. Первое, спроектированное Руди Риччотти, соединено с близлежащим бастионом почти невесомым мостиком, висящим прямо над водой. Стеклянный объем, «обернутый» ажурной «вуалью» из сверхпрочного бетона, будет вмещать временные экспозиции. Второе здание, возведенное Стефано Боэри, с трех сторон окружено водой и предназначено для конференций и небольших выставок, причем галереи расположены в эффектном 36-метровом консольном выносе. Новое «звучание» приобрел и кафедральный собор Ла-Мажор, долгие годы ютившийся на задворках порта. Теперь перед ним устроена широкая эспланада, соединяющая храм с музейным комплексом и морем. 

На противоположном, северном «полюсе» зоны Cite` de la Me`diterrane`e создается деловой квартал. Старый элеватор Arenc (памятник промышленной архитектуры 1927 года постройки) был реконструирован Карта и Кастальди под театральный центр Le Silo. По соседству Заха Хадид воздвигла свой первый небоскреб, в котором разместилась штаб-квартира крупнейшей в мире судоходной компании CMA CGM. В перспективе его одиночество скрасят несколько жилых и офисных башен, которые сформируют кластер высотной застройки в северной части города. Между двумя «полюсами» ждет реализации комплекс Euromed Centre (проект Массимилиано Фуксаса), совмещающий отель класса люкс, мультиплекс и бизнес-центр. 

Полуторакилометровый отрезок автомагистрали А55, проходящей эстакадой вдоль берега, на подходе к центру города убран в туннель, а на ее месте устроен озелененный променад. Планируется частично разобрать еще одну эстакаду – участок автодороги А7, связывающей Марсель с Парижем. Заодно будут капитально отремонтированы выходящие на нее здания и окультурены открытые пространства и скверы. 

Ревитализация обширных портовых и городских территорий, осуществляемая в последние 20 лет, придала мощный импульс экономическому развитию Марселя, вернув ему утраченную привлекательность. Она внесла неоценимый вклад в кардинальное улучшение имиджа фокейского города и упрочила его позиции в глобальной конкуренции. Так что выбор Южных ворот Франции в качестве культурной столицы Европы может считаться признанием международного успеха марсельских преобразований. 

Текст и иллюстрации: Василий Бабуров