Главная / СМИ и интервью / Прозрачная коммуналка

Прозрачная коммуналка

Прозрачная коммуналка

Законопроект, подготовленный минрегионом, предполагает, что воспользоваться новой госуслугой можно будет уже в середине будущего года. Такая «живая» электронная «энциклопедия» нужна всем: до сих пор одной из главных претензий жителей и к ресурсоснабжающим организациям, и к управляющим компаниям, остается непрозрачность тарифов, расчетов, объемов выполненных работ и услуг.



Коммунальные тарифы растут регулярно, «правила игры» тоже меняются. Эксперты, например, говорят, что в ближайшее время устаревшие нормативы потребления (которые, как правило, весьма далеки от реальных потребностей жильцов, потому что учитывают объективные и субъективные потери воды, тепла и прочих ресурсов) будут заменены при расчетах социальными стандартами. В пределах социальной нормы будет действовать щадящий тариф, все что выше, придется оплачивать по более дорогой ставке. Это только один пример, показывающий, насколько непросто бывает разобраться в платежах.



Информсистема должна выступить в роли серьезного помощника. Зайдя на портал, любой собственник или наниматель квартиры сможет проверить, насколько корректно работает управляющая организация. Для этого будет создан электронный калькулятор, который рассчитает стоимость оплаты за жилье и коммуналку.



Более того, оплату - уже не теоретически, а «вживую», в рублях и копейках, тоже можно будет проводить через интернет. Все необходимые данные — тарифы, нормативы потребления — в систему «закачают» представители регулирующих органов и муниципалитетов.



В законопроекте зафиксированы и другие, не менее важные «подсказки» для потребителей, которые обязательно будут на сайте: по учету предоставляемых субсидий по оплате коммунальных услуг и содержанию общего имущества в доме; по возможности пересчитать платежи. Напомним, согласно правилам предоставления коммунальных услуг сделать такой пересчет можно и сейчас, причем в двух случаях. Во-первых, если жильцы не пользовались водой и газом из-за отъезда. Во-вторых, если услуга просто не оказывалась (например, воду отключили для профилактики сетей или из-за аварии).



Обещано собрать на портале и массу полезной информации, которую сейчас не так-то просто разыскать даже в интернете: это и правовые акты, имеющие отношение к коммунальной сфере и жилью, и перечень ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, работающих в конкретном городе. Сегодня конкурсы по выбору управляющих нередко проводятся формально, поскольку у собственников нет возможности получить информацию обо всех предприятиях, работающих на рынке. Информсистема такую возможность предоставит.



В свою очередь местная власть и регуляторы рынка получат мощный ресурс для мониторинга ситуации и обратной связи с населением.



Подобные проекты на местном уровне уже появляются. Например, подобный портал с характерным названием «Наше ЖКХ» начал работать в июле для москвичей, и вчера его разработчики из Института системного мониторинга представили проект журналистам. По словам одного из авторов Алексея Ананьина, подобные продукты очень востребованы: всего за несколько дней портал посетили порядка 60 тысяч человек. А форму, с помощью которой можно отправить жалобу или получить консультацию, использовали несколько десятков человек.

 

 



Текст: Ирина Невинная
Источник: Российская газета. Федеральный выпуск №5835 (162)