Главная / СМИ и интервью / Сергей Георгиевский: «Хотелось бы, чтобы подготовленные нами специалисты занялись наиболее острыми проблемами по развитию городской среды»

Сергей Георгиевский: «Хотелось бы, чтобы подготовленные нами специалисты занялись наиболее острыми проблемами по развитию городской среды»

Сергей Георгиевский: «Хотелось бы, чтобы подготовленные нами специалисты занялись наиболее острыми проблемами по развитию городской среды»

– Что подразумевается под термином «паблик-арт»? Какие возможности это направление предоставляет для развития городской среды?

– На сегодняшний день паблик-арт – это искусство, представленное вне музейных и галерейных залов; направление, рождающееся в открытых пространствах. В силу своей общедоступности оно ближе к широкой публике, нежели официальное и традиционное  искусство – оно более демократично и открыто человеку. 

Возможности, которые предлагает паблик-арт, довольно обширны. Проекты, как правило, не увековечивают что-то, а интерпретируют то или иное место или событие. Но такие проекты не только актуализируют проблемы городской среды, но и предлагают варианты решений. Паблик-арт всегда работает с контекстом. Это своеобразная реакция на происходящее вокруг, поэтому оно более восприимчиво и быстрее находит отклик у современных горожан.

Если говорить о развитии паблик-арт в России, то стоит учитывать, что он не имеет специальной поддержки и финансирования со стороны государства, поэтому ему непросто. Часто проекты реализуются вкупе с благотворительными акциями, произведения паблик-арт могут быть использованы в качестве элементов благоустройства (государство финансирует такие проекты опосредовано). В основном средства поступают только от меценатов и различных фондов.

Однако, как и во всем мире, в нашей стране начали понимать, что паблик- арт может быть одним из основных средств преображения городской среды. Сегодня меняется его восприятие. В 2010 году произошло знаковое событие – в рамках престижной премии Сергея Курехина возникла новая номинация – «Искусство в общественном пространстве».



– Требуется ли получать разрешение от властей на установку объектов паблик-арта?

– Зачастую арт-объекты устанавливаются в рамках мероприятий, например, «Делай саммит» или «С городом на ТЫ» – в таких случаях не нужно разрешения. Специальное разрешение требуется для установки конкретных объектов в городе – но и это стандартная процедура согласования с главным архитектором города, департаментом архитектуры и градостроительства, муниципалитетом. Установка нового объекта может быть вынесена на обсуждение местных жителей, потому что он изменит облик микрорайона. 

Иногда власти сами инициируют конкурсы, направленные на реализацию проектов паблик-арт. Что касается граффити, то существует отдельная программа – в Москве были проведены конкурсы в рамках реновации промзон в черте города. 


– Интересен ли этот вид искусства для профессионалов?

– Поскольку паблик-арт – направление современного искусства, сложно говорить о каких-то классических канонах профессионализма, потому что в этой области огромное число в хорошем смысле «дилетантов», не получивших специального образования, которые методом проб и ошибок, через самореализацию воплотили много интересных идей, однако, профессиональных художников, скульпторов тоже достаточно. Все они ищут новые формы. Я не сказал бы, что здесь существует какая-то градация, потому что паблик-арту вообще не учат в вузах по всей стране - он самостоятельно возникает на стыке искусств, мироощущения. Многие художники, дизайнеры, актеры переквалифицировались и занялись, к примеру, лэнд-артом. Один из них – Николай Полисский – из художника превратился в скульптора. Работы таких мастеров сейчас широко представлены в Никола-Ленивце — творческо-образовательном кластере в Калужской области. 

Кстати объекты Николая Полисского стоят под открытым небом уже 12–13 лет. Некоторые из них даже стали своеобразными символами — например, объект «Маяк» в Никола-Ленивце. Возможно граффити менее долговечны в силу воздействия нашего климата.



– В Вашей образовательной программе запланирован курс паблик-арта?

– Безусловно тема паблик-арта в нем будет освещена – но не в виде отдельного курса, а в рамках тематического модуля. В программе предусмотрен блок, посвященный новым средствам изменения окружающей среды, преобразования различных пространств. Среди экспертов в области «Культура и искусство» – Марк Бреарли, глава Design for London и профессор London Metropolitan University, Светлана Аджубей, директор британского фонда искусства и культуры Academia Rossica, Наринэ Тютчева, руководитель архитектурного бюро «Рождественка» и Николай Полисский — авангардист мирового масштаба. Помимо них к преподаванию привлечен ряд профессиональных урбанистов.


– Образовательная программа сочетает два различных направления...

– Она состоит из двух курсов, которые подразделяются на модули. Первый курс —управление развитием территорий, второй — развитие городской среды и планирование. Уникальность программы заключается в том, что впервые объединено два подхода. Анализируя современный опыт развития территорий, мы обнаружили, что те, кто предлагают решения — планировщики, архитекторы, урбанисты, и те, кто их должны принимать – муниципальные власти, органы субъектов федераций, никак не связаны между собой. Между ними – пространство, не занятое посредниками, «переводчиками». А обе эти стороны мыслят по-разному, говорят на разных языках и не понимают друг друга, что очень часто становится предметом коллизий, не позволяет им вести диалог, вместе качественно развивать территории. 

Мы решили, что было бы интересно соединить знания в областях урбанистики, архитектуры, планирования, развития городской среды и урегулирования вопросов, связанных с принятием решений, администрированием, с государственными программами. В результате мы подготовим специалистов, которые способны организовать процесс и увидеть картину целиком, учитывая все факторы – от выработки идей до реализации, согласования с органами власти и полной социализации на тех территориях, на которых эти идеи будут воплощены.



– Слушатели должны иметь специальное образование?

– Здесь нет существенных ограничений. Слушатели могут быть и project-менеджерами, и государственными муниципальными чиновниками, и архитекторами-планировщиками — программа построена таким образом, что они учатся сразу по двум курсам, благодаря чему уравновешивается баланс их знаний. Это очень интенсивный курс, и он рассчитан на специалистов, которые уже имели какую-либо практику. 

Программа основана на case studies, мы не читаем абстрактную теорию, а берем разработку нескольких конкретных территорий, которым требуется развитие (территории предоставлены нашими партнерами). В ходе обучения вы сразу получаете знания по обоим курсам, определяете точки роста для этих территорий и дальше проходите весь процесс бизнес-планирования. Кроме того, состоится несколько публичных слушаний, на которые будут приглашены эксперты: представители муниципальных органов власти, землепользователи, инвесторы — и перед ними будет выноситься на защиту конкретный проект.


– Каковы недостатки и возможности развития московской городской среды?

– Наверно сейчас можно говорить только об отсутствии целого сегмента инфраструктуры в столице. Город — не только проживание и трудоустройство, но еще центр культурного и технологического развития. Быстрая урбанизация, которую мы наблюдали до недавних пор, привела к отсутствию социальных, культурных, рекреационных ресурсов, поэтому одним из главных направлений в развитии городской среды должны стать вопросы, имеющие социальный вектор. 

По тому, что сейчас происходит в столице, по политике нового главного архитектора, департамента развития новых территорий и департамента культуры, принимаемым в настоящее время программам (в частности инициативам в области общественных и парковых пространств) заметно, что эти вопросы правительством Москвы прочувствованы, и методом проб и ошибок начали совершаться первые шаги. К сожалению, размеры нашего города, его финансовые возможности стали источниками печального опыта.



– Опыт каких мировых столиц может быть полезен для Москвы?

– Полезным для Москвы мог бы стать опыт столиц Германии и Нидерландов. На примере Берлина мы можем увидеть, как использован культурно-исторический опыт, баланс между самоидентификацией города и проводимой в нем политикой. Важная часть развития городской среды — брендинг территории. Тот баланс, который найден в Берлине, позволяет жителям чувствовать себя очень уютно, но в то же время город привлекателен и для инвесторов любого уровня. Эти две задачи не взаимоисключают друг друга, а дополняют. Амстердам проводит очень вдумчивую политику «сезонного города»: начиная от повсеместного использования велосипедов и заканчивая переходом на «зеленую» энергию.

Сейчас в Москве очень активно анализируется мировой опыт: он перерабатывается и адаптируется под задачи жителей мегаполиса. Мы хотим, чтобы город стал комфортным для москвичей, но при этом следует учитывать курс Правительства РФ на создание в столице одного из мировых финансовых центров. Как эти задачи могут сосуществовать, как их увязать – вот главный вопрос, который необходимо решить правительствам Москвы и Федерации. 

Нам хотелось бы, чтобы подготовленные нами специалисты занялись наиболее острыми проблемами по развитию городской среды и гармонизации всех составляющих территориального развития.
 



Беседовала Надежда Двоскина

Фото с официальных сайтов центра территориальных инициатив «Архполис», фестиваля в Никола-Ленивце, выставки «С Городом на ТЫ», а также из других открытых источников.